В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот
период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление
личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и
представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей
среды и обстановки в детском саду для правильного развития дошкольника имеет
такое большое значение. Основа здоровой среды пребывание детей в дошкольном
учреждение - это прежде всего создание благоприятных гигиенических,
педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановке в
коллективе.
Процесс воспитания и обучения в
дошкольном учреждение предусматривает формирование у детей некоторых,
постепенно усложняющихся с возрастом знаний и представлений профилактической
направленности. Например, детям, по мимо знаний о способах предупреждения
некоторых заболеваний и причин их возникновения, необходимо помнить позитивную
роль хорошего самочувствия и настроения, научится управлять своими эмоциями,
противостоять стрессовым ситуациям. Знания ребёнком основ гигиены и
элементарных медицинских сведений составляет фундамент формирования здорового
образа жизни, способствующий, в свою очередь, эффективности всех
оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и в семье.
Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению гигиенических норм, здоровый
образ жизни предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в
отношении собственного здоровья. Здоровый образ жизни - один из важнейших
факторов сохранения здоровья и благополучия ребёнка, он определяет качество
жизни, способствует лучшей адаптации организма к социально-педагогическим
требованиям в дошкольном учреждении, к меняющимся жизненным бытовым ситуациям.
Здоровый образ жизни определяется комплексом медико-гигиенических, социально-экономических,
экологических условий. Реализация основ здорового образа жизни, помимо
выполнения рационального жизненного распорядка и усвоения детьми правил
гигиены, включает полноценное питание, достаточную двигательную активность в
течение дня, необходимый объём гигиенической грамотности в целом. По тому, как
ребёнок относится(так же, как и взрослый) к своему здоровью и здоровью
окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и
привычках. Развитие навыков здорового образа жизни ребёнка происходит, как
правило, не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного
воспитания и образования.
Как и многие привычки, навыки
здорового образа жизни формируются при соответствующих условиях в раннем и
дошкольном детстве. По мере роста и развития ребёнка они постепенно
совершенствуются, их круг расширяется. Для прочного усвоения детьми
элементарных принципов, составляющих основу здорового образа жизни, важно
проводить с ними беседы и игры соответствующей тематики использовать с этой
целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня. Так, например,
собираясь в д\сад, ребёнок 5-7лет самостоятельно или с помощью взрослого
выбирает для себя ту одежду, которая является наиболее подходящей. Желательно
тут же предоставить ему возможность определить правильность и
последовательность надевания разных предметов одежды. При подготовке к дневному
сну ребёнок постепенно привыкает аккуратно складывать снятую одежду, ставить на
место обувь.
Усваивая элементы здорового образа жизни,
ребёнок лучше понимает правила поведения на прогулке, и ему легче выбрать игру;
он узнаёт о пользе здоровой пищи, дневного сна, режима дня.
Недостаточная теоретическая разработанность ряда психофизиологических и
медико-педагогических проблем в их взаимосвязи и недостаточная реализация
существующих рекомендаций на практике нередко приводит к издержкам в области
охраны здоровья детей, поэтому необходимо широко внедрять основы здорового
образа жизни в повседневную. Оздоровительно-образовательную работу с детьми.
Реализация принципов здорового образа жизни должна опираться на существующие и
апробированные медико-педагогические установки, которые до сего времени
полностью не используются. Только комплексный подход к успешному решению задач
этой важнейшей сферы образования и обучения детей, их тесная связь с общими
воспитательными и образовательными задачами способствуют достижению позитивных
результатов в воспитании, обучении и оздоровлении детей.
В условиях реализации новых педагогических технологий, направленных на
демократизацию и гуманизацию общественного дошкольного воспитания, возникает
потребность в организации дифференцированных режимов дня, двигательной
деятельности и обучения, которые должны сыграть свою положительную роль в
развитии детей с разным уровнем здоровья.
Важным компонентом здорового образа жизни можно считать и умение ребёнка
общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместные игры, быть
доброжелательным.
Формирование здорового образа жизни – это воспитание комплекса
разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети могут применять на
практике. Такой образ жизни создаёт у них мотивацию и стремление быть здоровыми,
ценить хорошее самочувствие, уметь защитить себя и своих сверстников от вредных
влияний среды и нежелательных контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохраняются и
в дальнейшем. Ребёнок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных
воздействий, с которыми ему неизбежно придётся сталкиваться.